Бывают дни, когда вместо списка запланированных задач, мы занимаемся кучей других дел. И вроде бы важных дел. Но в конце дня, когда почти нечего вычеркнуть из списка задач, создается ощущение, что что-то идет не так.
Когда такая ситуация повторяется довольно часто, я вместо вычеркивания задач начинаю подводить итоги дня — записывать, что именно сделала за сегодня. Смотреть, сколько незапланированных задач прилетело, и на что я потратила время.
Со временем у меня получился список вопросов, которые помогают в ситуациях, когда сделано было много, но не то, что запланировано. Вот он:
Последний вопрос, кстати, один из самых важных. Потому что если незапланированные задачи высасывают нашу энергию, нужно начинать сводить их к минимуму и превращать в запланированные, раскидывая по календарю на будущее. А иногда мы планируем кучу вещей, которые нам нужно сделать, но которые делать не хочется. И тогда незапланированные, но интересные задачи помогают нам лучше себя чувствовать.
Что дальше?
Если мы замечаем, что незапланированные задачи занимают значительное количество времени, нужно оставлять для них окна в календаре или планере. То есть учитывать, что прилетит то, чего в плане нет, и заранее бронировать время.
Подходящее соотношение запланированных и незапланированных задач знаете только вы. Оно зависит от специфики вашей работы, проекта, компании и других вводных. И оно может меняться в разные периоды времени. В начале месяца придерживаться плана может быть проще, чем в конце, когда сотрудники из разных отделов отвлекают запросами данных, нужными им для закрытия месяца. Или наоборот, в начале месяца мы можем быть более расслабленными, а во второй половине больше фокусироваться для выполнения KPI.
Почему это важно?
Во-первых, мы не зря ставим в план какие-то задачи. И если их вытесняет что-то другое, значит, либо мы не делаем что-то важное, либо запланировали что-то не важное. То есть такой подход позволяет тщательнее подходить к планированию в принципе.
Во-вторых, вычеркивание запланированных задач обычно создает позитивные ощущения: мы молодцы, что сделали все, что было нужно. И чем меньше задач мы вычеркиваем и чем больше переносим на будущее, тем хуже можем себя от этого чувствовать. Поэтому важно давать себе увидеть, что день был прожит не зря.
В-третьих, незапланированные задачи могут забирать энергию или давать. И это тоже важно и нужно отслеживать, чтобы создавать баланс между важными, но не прикольными делами, и тем, что подзаряжает нашу батарейку. Повторюсь, что хорошая практика — оставлять окна для классных незапланированных задач. Причем иногда именно спонтанность этих задач создает нам хорошее настроение.
Таким образом, просто начиная внимательнее относиться к незапланированным задачам и проводя нехитрую рефлексию, мы и улучшаем навыки планирования, и положительно влияем на наше состояние.
Планеры в помощь
Для того, чтобы удобно отслеживать незапланированные задачи, делюсь с вами своими ежедневными планерами.
В них есть страницы «Начало дня» и «Итоги дня».
То есть работать с ними в идеале нужно утром, начиная свой день, и вечером, чтобы подвести итоги и отрефлексировать прошедший день.
Первый планер более красивый — с картиночками, все дела. Чтобы одни и те же изображения не повторялись каждый день (и не пропала вся суть эстетики), в планере 7 дней с разными фото. Можно распечатать и миксовать между собой или выбрать вариант на каждый день недели.
Ежедневный планер на неделю
Планер на каждый день. Внутри страницы для утреннего планирования и вечернего подведения итогов.
Формат: PDF
Объем: 16 страниц
Второй вариант более минималистичный по оформлению, но чуть более подробный по содержанию. В нем дополнительно есть утренние и вечерние ритуалы, а также 3 хороших вещи за день.
Планер на месяц «Мой день»
Минималистичный планер на каждый день. Внутри страницы для утреннего планирования и вечернего подведения итогов на 31 день.
Формат: PDF
Объем: 66 страниц