Вдохнуть полной грудью: организация и порядок как первый шаг к освобождению пространства

У Джошуа Беккера в книге «Дом минималиста. Комната за комнатой, путь от хаоса к осмысленной жизни» есть фраза «Никогда не упорядочивайте то, что можно выбросить». В этом, безусловно, есть доля правды, но не всегда легко понять, что можно и нужно выбросить. А еще выбрасывать вещи может быть сложно. Даже очень сложно. Особенно, если вы годами их накапливали и почти никогда не занимались организацией. Сложно даже подступиться и понять, а что мне вообще нужно? 

В этом случае лучше начать с инвентаризации того, что у нас вообще есть. А для этого нужно навести порядок. Не в смысле прибраться, а в значении заняться организацией: сложить предметы и вещи одной категории в одно место. 

Бардак и захламленность бывают разных видов. Это не только пыль на полках или грязные полы. Это шкаф, в котором мы видим только часть вещей, в то время как другие «прозябают на задворках». Это одни и те же вещи, лежащие в разных местах (запас лампочек/батареек/свечей в спальне, в коридоре, на кухне), и в момент когда они нужны, приходится перерывать кучу «источников». То есть тратить свое драгоценное время на то, на что можно его не тратить. 

Навык держать вещи одной категории в одном месте — это один из постулатов, подтверждение которому я нашла в книге Мари Кондо «Магическая уборка» и одна из важнейших вещей, которая позволит поддерживать порядок во всем доме. 

Итак, с чего же начать организацию своего пространства? Вот несколько простых шагов.

1. Выделить время на организацию

Это действительно важный пункт, который нельзя игнорировать. Организация пространства — большая работа, которую сложно сделать за 5 минут или за час. Для первого раза потребуется как минимум несколько часов, и то, если брать небольшой участок квартиры или небольшую категорию. Идеально, если у вас есть возможность уделить процессу организации пару дней. Тогда вы сможете не отвлекаться и результат будет виден гораздо быстрее.

2. Определить приоритеты

С чего хотите начать? Что больше всего вам мешает или отнимает время и забирает на себя внимание? Для одних это это гардероб, для других — детские игрушки и принадлежности, для третьих — мелочи, вроде лампочек, батареек, ключей и т.д., для других — документы и бумаги. Это ваше решение и ваш выбор, поэтому полагайтесь на свои внутренние ощущения. Организовать в конечном итоге нужно все, но сначала выбирайте либо самые приоритетные направления, либо то, что займет наименьшее количество времени. Это даст вам позитивное подкрепление и заряд энергии для дальнейших действий.

3. Собрать все в кучу

Когда вы определились с направлением, пора приступать к делу. Допустим, вы выбрали документы или гардероб. Принесите все вещи этой категории в одно место. Их всех комнат, шкафов, ящиков и других мест. Можно просто вывалить на полу или разложить на поверхностях кровати, диванов, кресел и т.д. 

Вы можете удивиться, сколько всего вы найдёте. И наверняка будет много «дубликатов» — одинаковых или похожих вещей, которые выполняют одну и ту же функцию. Например, когда я приводила в порядок шкаф с бытовой химией и всякой всячиной, я нашла больше 5 упаковок одного и того же моющего средства. Пара была на виду, а остальные прятались на разных полках и были заставлены другими предметами. Похожая история часто бывает на кухне, когда мы забываем, что такая крупа/специи у нас уже есть, потому что убраны куда-то в дальний угол.

Когда вы видите все предметы вместе, вы можете в полной мере оценить масштабы предстоящей работы. 

Что делать со всей этой кучей вещей?

  1. Собрать «дубликаты» вместе. Так вы будете помнить, что у вас есть и точно больше не купите пятую упаковку крема или третью коробку батареек.
  2. Проверить работоспособность и сроки годности. Чем больше запасов мы делаем, тем больше вероятность, что вещь может испортиться раньше, чем у нас дойдут до нее руки. Выбрасываем все вещи с истекшим сроком годности. 
  3. Выбросить все, что потеряло свою функцию. Про сломанные вещи стоит сказать отдельно: мы часто оставляем что-то, чтобы потом починить или как-то доработать (например, перешить старые джинсы), но давайте будем честны: если за полгода-год у нас не дошли до этого руки и мы как-то справились без этой вещи в принципе, скорее всего, она нам просто не нужна. 
  4. Убрать в отдельную коробку то, в нужности чего вы сомневаетесь, но пока не готовы выбросить. К ним вы сможете вернуться немного позже. 
  5. Рассортировать вещи по разным категориям: 
    1. что оставить
    2. что отдать или пожертвовать
    3. что продать
    4. что выбросить

Категорий может быть больше или меньше, здесь все зависит от ваших желаний и категории вещей, которые вы разбираете. Например, в случае с документами их будет всего две: выбросить и оставить.

4. Выбрать и организовать новое место для хранения

Когда все вещи прошли отбор и только нужные и приятные остались в вашей жизни, самое время придумать, где они теперь будут жить. Возможно вы не с первого раза вы найдете идеальное место для каждой категории и подкатегории — это нормально! Просто подумайте, где вы чаще всего ищете ту или иную вещь, куда ее кладете вы и члены вашей семьи и попробуйте положить ее туда. Если через какое-то время вы поймете, что это не ее место — просто переложите туда, где вам сподручнее ее хранить. 

Освобождение и организация пространства — это прекрасный и увлекательный процесс, который дает заряд энергии, помогает выстроить приоритеты и полюбить свой дом. 

Уютная и творческая рассылка

Подпишитесь, чтобы получать классный контент пару раз в месяц.

Никакого спама, только польза и анонсы новых воркбуков.